«Пять социальных инициатив президента» ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Н.А. НАЗАРБАЕВА К НАРОДУ 20 ответов на важные вопросы социальных инициатив Президента страны

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Каковы особенности казахстанской модели социального развития? 3
2. На фоне каких мировых экономических условий было принято решение о 5 социальных инициативах? 3
3. Что включает в себя новый социальный пакет для граждан Казахстана? 4
4. Какие возможности открывает программа «7-20-25»? 4
5. Для кого предназначена программа приобретения жилья «7-20-25»? 5
6. Куда обращаться, чтобы стать участником программы «7-20-25»? 5
7. Какие группы работающих казахстанцев охватит снижение налоговой нагрузки? 5
8. Когда вступит в действие инициатива по снижению налоговой нагрузки? 5
9. Какой эффект получат граждане, вовлеченные в реализацию инициативы по снижению налоговой нагрузки? 5
10. Какое количество грантов предусмотрено в рамках инициативы президента о доступности высшего образования? 6
11. На какие приоритетные специальности будут выдаваться образовательные гранты? 6
12. Какие условия будут созданы для улучшения условий проживания студентов? 6
13. По какому принципу будет организована работа по строительству общежитий вузами и колледжами? 7
14. На что направлена инициатива Главы государства о расширении микрокредитования? 7
15. Каким образом будет обеспечен доступ конечного потребителя к микрокредитованию? 8
16. Какой ожидаемый результат от реализации инициативы по расширению микрокредитования? 8
17. Какой эффект получат предприниматели в сельской местности и малых городах? 8
18. Какой на сегодня в Казахстане уровень газификации населения? 9
19. Когда будет построен магистральный газопровод «Кызылординская область – Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана»? Какая работа уже проводится? 9
20. Что даст стране строительство нового газопровода? 9

1. КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ?

Независимый Казахстан с момента образования строился как социально ориентированное государство. Этот постулат впервые был заявлен в Декларации о государственном суверенитете в 1990 году, закреплен в Конституционном Законе «О государственной независимости Республики Казахстан» в 1991 году и окончательно утвержден в Конституции страны в 1995 году. В соответствии с Конституцией Казахстан гарантирует социально-экономические и культурные права граждан и строит свою политику с учетом интересов всех социальных слоев и групп.

Особенности казахстанской модели социального развития были заложены изначально, совершенствуясь и дополняясь в последующие годы. Основными составляющими социальной политики страны являются:

1. Ставка на человеческий капитал.
С первых дней независимости страны создание условий для роста человеческого капитала было объявлено стратегической задачей государства;

2. Незыблемость социальных гарантий.
Преодолев первый, самый тяжелый «период выживания» в 1991-1995 годах, государство уже никогда не отступало от этого принципа. Страна прошла через два глобальных кризиса, но зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсии, стипендии, социальные пособия не только регулярно выплачивались, но и постоянно росли;

3. Социальная справедливость и социальное партнерство.
Социальная справедливость в Казахстане выражается в предоставлении государством всем своим гражданам равных возможностей для развития и роста благосостояния.

2. НА ФОНЕ КАКИХ МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О 5 СОЦИАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВАХ?

В период завершения глобального суперцикла сырьевых цен Казахстан пережил сложное время преодоления внешних шоков. Своевременные и масштабные антикризисные меры оздоровили экономику, страна уверенно вышла на траекторию роста в 4% ВВП.

Вместе с тем, мировая экономика все еще далека от инклюзивного роста. Несмотря на восстановление экономической активности в мире, сохраняются опасения относительно устойчивости данной тенденции. Углубляющаяся политизация экономических процессов и сохранение геополитической напряженности формируют дополнительные вызовы и усиливают неопределенность в глобальной экономике.

Несмотря на непростую ситуацию и сохраняющуюся неопределенность в мировой экономике, Глава государства принял решение о реализации 5 социальных инициатив, которые будут способствовать повышению уровня жизни населения страны.

3. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА?

Готовность Казахстана к запуску нового социального пакета для граждан – продолжение политики социальной модернизации Главы государства Н.А. Назарбаева. Это большой шаг для Казахстана в сфере укрепления социального государства и уверенного будущего народа страны.

Социальные инициативы Президента впервые охватывают весь комплекс фундаментальных ценностей, которые важны для каждой казахстанской семьи:

  • доступность приобретения на свои доходы достойного жилья;
  • повышение оплаты труда работающих людей, за счет снижения налоговой нагрузки;
  • расширение возможностей для молодежи получения хорошего и востребованного образования и улучшение условий проживания студентов;
  • расширение возможностей для развития предпринимательских инициатив;
  • повышение качества жизни за счет газификации жилья.

4. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫВАЕТ ПРОГРАММА
«7-20-25»?

Посредством реализации программы миллионы казахстанцев получат возможность приобрести жилье на выгодных условиях:

  • установление вознаграждения по кредиту – не более 7 процентов в год;
  • установление уровня первоначального взноса при кредитовании – не более 20%;
  • увеличение срока кредитования до 25 лет для снижения размеров ежемесячных платежей.

Реализация данной инициативы также станет огромным толчком в развитии индустрии жилищного строительства, так как малый и средний бизнес получит мощный стимул и большие возможности для роста, тем самым создавая тысячи новых рабочих мест. Это компании, создающие комплектующие материалы для строительства жилья, мебельные компании, организации, предоставляющие различные услуги в сфере строительства и т.д.

Жилищное строительство в свою очередь стимулирует строительство новой инфраструктуры: школ, детских садов, торговых центров и т.д. Таким образом инициатива создаст огромный мультипликативный эффект для дальнейшего роста экономики всей страны в целом.


5. ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ПРОГРАММА ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ «7-20-25»?

Новая программа ипотечного кредитования доступна для всех работающих казахстанцев, имеющих официальный доход. Критерии сейчас отрабатываются с банками.

Механизмы реализации программы открывают возможности купить квартиру в кредит и обслуживать этот займ с учетом возможностей семейного бюджета. Например, при стоимости жилья в размере 7 млн. тенге ежемесячный платеж составит не более 50 тыс. тенге, что в целом приемлемо для большинства работающих казахстанцев. Не исключается дифференциация стоимости жилья по крупным городам и регионам, т.к. стоимость жилья различна.

6. КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЧТОБЫ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОГРАММЫ «7-20-25»?

Стать участником новой ипотечной программы можно обратившись в любой банк второго уровня Казахстана. При этом первый жилищный заем планируется выдать во второй половине 2018 г.

7. КАКИЕ ГРУППЫ РАБОТАЮЩИХ КАЗАХСТАНЦЕВ ОХВАТИТ СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ?

Государственная поддержка охватит работающих казахстанцев с относительно низким размером заработной платы. Снижение налоговой нагрузки через индивидуальный подоходный налог будет реализовано для тех, кто получает оплату труда не более 25-кратного размера минимального расчётного показателя в месяц.

8. КОГДА ВСТУПИТ В ДЕЙСТВИЕ ИНИЦИАТИВА ПО СНИЖЕНИЮ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ?

На сегодняшний день ведутся работы по выработке предложений для изменения норм налогового законодательства. Планируется рассмотреть порядок обложениям и механизм администрирования индивидуального подоходного налога. Кроме того, будут изучены возможности внедрения прогрессивной шкалы ИПН. Все мероприятия по реализации данной инициативы будут завершены в мае 2018 года. Однако внедрение нового механизма вступит в силу с 1 января 2019 года, когда налоговая нагрузка будет снижена в 10 раз – до 1% в связи с началом нового налогового периода.

9. КАКОЙ ЭФФЕКТ ПОЛУЧАТ ГРАЖДАНЕ, ВОВЛЕЧЕННЫЕ В РЕАЛИЗАЦИЮ ИНИЦИАТИВЫ ПО СНИЖЕНИЮ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ?

В результате реализации инициативы у не менее одной трети наёмных работников страны, это более 2 миллионов человек, вырастет заработная плата без увеличения нагрузки на работодателей. Снижение налогов для низкооплачиваемых работников является важным шагом на пути к социальной справедливости.

10. КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРАНТОВ ПРЕДУСМОТРЕНО В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА О ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

В 2018-19 учебном году будут дополнительно выделены 20 тысяч грантов к 54 тысячам, выделяемым ежегодно.

В целом данная мера позволят поднять количество студентов обучающихся на государственных грантах с 30% до 38%, а количество обучающихся по государственным грантам на технических специальностях почти вдвое, на 50 тыс. человек за 4 года с 48 тыс. в 2017-2018 году до 92 тыс. в 2021-2022 учебных годах.

11. НА КАКИЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ БУДУТ ВЫДАВАТЬСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРАНТЫ?

Из дополнительных 20 тыс. грантов, определенных Главой государства, в 2018-19 учебном году 11 тыс. грантов будут предоставлены на обучение бакалавров по техническим специальностям, 5 тыс. грантов - на обучение бакалавров по другим специальностям, 3 тыс. - на программы магистратуры и 1 тыс. – докторантуры. Это, прежде всего, инженеры, специалисты в области информационных технологий, робототехники, нано-технологий.

Таким образом, данная мера позволит подготовить тысячи специалистов, которые будут востребованы в новой экономике в условиях Четвёртой промышленной революции. Именно молодым специалистам предстоит поднять экономику страны на новый уровень, стать драйверами ее ускоренного инновационного развития.

12. КАКИЕ УСЛОВИЯ БУДУТ СОЗДАНЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ СТУДЕНТОВ?

Создание системы образования, соответствующего мировым стандартам, требует от государства особого внимания условиям обучения и проживания студентов. В частности, проблема обеспечения студентов общежитием является одним из наиболее важных вопросов как для самих ВУЗ-ов и колледжей, так и для обучающихся.

На сегодняшний день, общая численность иногородних студентов по республике составляет 204 869 человек. Обеспеченность студентов местами в общежитиях составляет 66%.

В этой связи до конца 2022 года будет обеспечено строительство новых студенческих общежитий не менее чем на 75 тысяч мест. Такая работа позволит полностью решить вопрос с учётом роста потребности в ближайшие годы.

13. ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА РАБОТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЩЕЖИТИЙ ВУЗАМИ И КОЛЛЕДЖАМИ?

Масштабное строительство общежитий и развитие инфраструктуры системы образования будет осуществляться с применением принципов государственно-частного партнерства.

Правительством будет проведена работа по выработке алгоритма взаимодействия государства и бизнеса, разработке типовой документации, способов возмещения части инвестиций (компенсации инвестиционных и эксплуатационных затрат), а также мер удешевлению заемного финансирования для инвесторов.

Для реализации этой задачи Правительство внесет в кратчайшие сроки дополнения в законодательные акты, Государственную программу развития образования и науки РК на 2016-2019 годы.

Вместе с тем, на сегодняшний день уже начались процессы проработки с акиматами вопросов проведения соответствующих коммуникаций к будущим общежитиям.

14. НА ЧТО НАПРАВЛЕНА ИНИЦИАТИВА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА О РАСШИРЕНИИ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ?

Путем расширения микрокредитования уделяется особое внимание развитию малого предпринимательства, как одному из основных катализаторов социальной модернизации страны. Малый бизнес, обладая гибкостью и способностью адаптироваться, а также оперативно реорганизовать себя в условиях быстро меняющихся тенденций, является фундаментом и залогом ускоренного социально-экономического роста.

Именно поэтому государством было увеличено финансирование микрокредитования в 2018 г. до 41,8 млрд. тенге (30,8 млрд. – в сельской местности, 11 млрд. – в городах), а соответствующей учебной программой в этом году будут охвачены уже 30 тыс. человек.

Кроме того, за счет выделения дополнительных 20 млрд. тенге объем финансирования программы микрокредитования в этом году будет увеличен на 50 % до 62 млрд. тенге:

До конца марта 2018 года будут заключены трёхсторонние кредитные договора между министерствами национальной экономики, сельского хозяйства и финансов, акиматами областей, городов Астаны и Алматы что позволит начать незамедлительную выдачу микрокредитов конечным заемщикам.

15. КАКИМ ОБРАЗОМ БУДЕТ ОБЕСПЕЧЕН ДОСТУП КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ К МИКРОКРЕДИТОВАНИЮ?

Отработаны механизмы доведения до конечного потребителя микрокредитов.

В городах и моногородах микрокредиты предоставляются через банки второго уровня (справочно: участвуют 7 БВУ, (Нурбанк, БЦК, АТФ, Сбербанк, Форте, Народный банк, Евразийский), микрофинансовые организации - (2), фондирование которых осуществляется через Фонд развития предпринимательства «Даму».

Кредиты в сельских населенных пунктах предоставляются через Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, а также микрофинансовые организации (13) и кредитные товарищества (более 100), фондирование которых проводится через акционерное общество «Аграрная кредитная корпорация».

Льготные микрокредиты предоставляются на срок до 5 лет, а для проектов в сфере животноводства и создания сельскохозяйственных кооперативов – до 7 лет, годовая эффективная ставка вознаграждения не более 6 % годовых.

В случае недостаточности залогового обеспечения участники Программы имеют право получить гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту.

В целом для реализации предлагаемых механизмов будут внесены изменения в Программу, а также в Правила по вопросам микрокредитования в городах и сельской местности.

16. КАКОЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ ПО РАСШИРЕНИЮ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ?

В результате реализации инициативы по расширению микрокредитования общий охват микрокредитованием составит более 14 тыс. человек, что в два раза превышает уровень 2017 года.

Благодаря этим мерам, будут значительно расширен охват микрокредитованием, решены комплексные задачи по развитию предпринимательства, созданию рабочих мест, росту доходов наименее обеспеченной категории населения, а также формализации самозанятого населения.

Вместе с тем, получатели микрокредитов из числа безработных и самостоятельно занятых граждан предварительно пройдут обучение по проекту «Бастау-Бизнес».

17.КАКОЙ ЭФФЕКТ ПОЛУЧАТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ?

Как подчеркнул Глава государства - эта инициатива особенно важна для развития предпринимательства на селе.

В этой связи, из дополнительно выделяемых 20 млрд. тенге, на кредитование в селах и малых городах предлагается направить порядка 14 млрд. тенге. Из этой суммы 10 млрд. тенге предлагается направить на реализацию проектов якорной кооперации вокруг крупных субъектов агропромышленного комплекса.

18. КАКОЙ НА СЕГОДНЯ В КАЗАХСТАНЕ УРОВЕНЬ ГАЗИФИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ?

На сегодня уровень газификации населения в стране составляет почти 50%. За годы независимости добыча газа в стране увеличилась с 8 до 52 миллиардов кубометров в год и будет расти дальше.

Бесперебойно обеспечивается природным газом более 8-ми миллионов жителей страны, около 35 тысяч предприятий в 10-ти регионах Казахстана (г.Алматы, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Кызылординская, Мангистауская и Южно-Казахстанская области).

Наибольший уровень обеспеченности доступом населения и коммунально-бытовых предприятий к централизованному газоснабжению в Казахстане наблюдается в западных регионах страны.

19. КОГДА БУДЕТ ПОСТРОЕН МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГАЗОПРОВОД «КЫЗЫЛОРДИНСКАЯ ОБЛАСТЬ – ЖЕЗКАЗГАН – КАРАГАНДА – ТЕМИРТАУ – АСТАНА»? КАКАЯ РАБОТА УЖЕ ПРОВОДИТСЯ?

На сегодняшний день вся необходимая подготовительная работа проведена. Национальным оператором в сфере газа и газоснабжения (АО «КазТрансГаз») было разработано технико-экономическое обоснование проекта «Строительство магистрального газопровода «Сарыарка», на которое получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза».

Подготовлена и одобрена Дорожная карта по реализации Проекта, сформирована рабочая группа.

Приступить к строительству магистрального газопровода планируется уже в начале июля текущего года. В целом, как показывают расчеты, строительство «Сарыарки» займет срок до полутора лет.

20. ЧТО ДАСТ СТРАНЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ГАЗОПРОВОДА?

Во-первых, будут созданы новые рабочие места, как в процессе строительства – это будет масштабной строительной площадкой, которая займет как минимум порядка 800 человек, - так и в процессе обслуживания более 200 специалистов.

Во-вторых, вдоль трассы магистрального газопровода появится возможность для развития инфраструктуры, создания новых производств с использованием природного газа, причем как в сфере малого, среднего и крупного бизнеса. К примеру, ранее уже поступали предложения от инвесторов построить небольшие газотурбинные электростанции для отдельных поселков.

В-третьих, Астане же, в первую очередь, это даст возможность улучшить качество воздуха. Жители столицы в период отопительного сезона в безветренную погоду наблюдают над городом смог. Так вот, только в Астане перевод на газ позволит снизить вредные выбросы в атмосферу в 6 раз или на 35 тысяч тонн в год. И это не считая выбросов частного сектора.

Реализация проекта позволит перевести на газ 192 частных и 48 малых коммунальных котельных, 22 тысячи частных жилых домов и водогрейных котлов ТЭЦ-1,2 и в перспективе строящуюся ТЭЦ-3. Все эти меры в итоге должны позволить улучшить экологическую обстановку в столице.