Аналитическая справка по проведенному анализу коррупционных рисковУправления финансов города Алматы

Приказом и.о. руководителя Управления финансов города Алматы (далее - Управление) от 16 ноября 2016 года № 337 для проведения внутреннего анализа коррупционных рисков создана рабочая группа.

В соответствии с пунктом 8 Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12, в Управлении проведен внутренний анализ коррупционных рисков по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения.

Для всестороннего охвата деятельности рабочей группой разработана карта коррупционных рисков (приложение), отражающая:

- функции Управления;

- нормативные правовые акты, в соответствии с которыми реализуются данные функции;

- ответственные исполнители;

- типовые ситуации;

- степень риска, определяемая в зависимости от уровня вовлеченности административного государственного служащего в процесс принятия решений при осуществлении функций;

- меры по минимизации коррупционных рисков.

Результаты проведенного анализа показывают, что внедрение электронного формата и отсутствие прямого «контакта» с физическими и юридическими лицами при реализации ряда функций обеспечивают открытость процессов.

В целях объективного подхода при осуществлении некоторых функций сформированы комиссии, в состав которых включены представители заинтересованных государственных органов, Национальной палаты предпринимателей и иных организаций.

Нормативными правовыми актами строго определены поэтапность и последовательность действий, сроки исполнения и методы проведения операций, что не позволяют сотрудникам государственного органа принимать каких-либо решений самостоятельно и применять иные способы решения вопросов, кроме как прописанных актами.

Вышеуказанные меры направлены на упрощение и обеспечение абсолютной прозрачности и открытости процессов, тем самым минимизируют коррупционные риски в деятельности Управления.

Вместе с тем, при исполнении определенных функций, выявлены следующие потенциальные коррупционные риски в нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность структурных подразделений Управления, а также в организационно-управленческой деятельности.

І. Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения.

§ При внесении изменений в индивидуальные планы финансирования и сводные планы финансирования по обязательствам и платежам производится проверка обоснованности изменений по заявкам администраторов бюджетных программ, а также сопоставляется их соответствие с планом. Присутствует риск субъективного подхода при согласовании внесения изменений (подпункты 9, 9-2 статьи 85 Бюджетного кодекса Республики Казахстан);

§ Право заказчика провести государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора содержит в себе коррупционный риск в части установления заведомо завышенной заказчиком цены по предварительному сговору с поставщиком (пункт 3 статьи 39 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках»);

§ При предоставлении в имущественный наем (аренду) имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами, дискреционной нормой является право балансодержателя (государственного юридического лица, за которыми объект закреплен на праве оперативного управления или хозяйственного ведения) определять целевое использование объекта при передаче в аренду излишних и неиспользуемых площадей (пункт 4 Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 212);

§ При предоставлении в имущественный наем (аренду) имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами, сдача арендуемых объектов в субаренду осуществляется с письменных разрешений балансодержателя и наймодателя (пункт 47 Правил передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 212);

§ При осуществлении контроля за выполнением доверительным управляющим обязательств по договору доверительного управления коммунальным имуществом в соответствии с Правилами передачи государственного имущества в доверительное управление, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 января 2015 года № 17 составляется отчет с приложением подтверждающих документов о выполнении условий договора. Присутствует риск субъективного подхода сотрудников при проведении осмотра на предмет исполнения условий договора (пункт 13 статьи 17 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе»).

§ При рассмотрении обращений граждан и организаций возможно нарушение сроков предоставления ответов заявителям, «искусственное затягивание» рассмотрения обращений (статьи 8, 9 Закона Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»).

ІІ. Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения.

§ Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров: на практике имеют место случаи, когда государственный служащий занимает должность временно, на период отпуска по уходу за ребенком основного сотрудника или на период долгосрочной учебы. При выходе основного сотрудника, государственный служащий, даже при наличии вакантных должностей и при условии соответствия квалификационным требованиям, вынужден проходить конкурсный отбор (поскольку на низовую должность внутренний конкурс не проводится), в котором, при прочих равных условиях, он будет иметь явное преимущество и неизбежно ему будет оказано предпочтение (законодательством не предусмотрены переводы административных государственных служащих внутри госоргана).

§ Урегулирование конфликта интересов: урегулирование конфликта интересов государственный служащий осуществляет самостоятельно, что позволяет государственному служащему «умалчивать» о возникшей ситуации (статья 51 Закона РК от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан»).

§ Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности: не предусмотрено учреждение здравоохранения для государственных служащих, вследствие чего для получения медицинских услуг государственные служащие вынуждены обращаться в различные учреждения здравоохранения, что побуждает их злоупотреблять служебным положением (в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан», одной из мер социальной защиты предусмотрено, что государственные служащие и члены их семей, проживающие совместно с ними, пользуются в установленном порядке медицинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения. Данная норма закона на практике не реализуется).

Реализация разрешительных и контрольных функций не предусмотрена Положением о коммунальном государственном учреждении «Управление финансов города Алматы», утвержденным постановлением акимата города Алматы от 18 августа 2016 года № 3/395.

Приложение: карта коррупционных рисков Управления финансов города Алматы.

Руководитель группы:

______________

Калиев М.Р.

Члены группы:

__________________

Еспенбетова А.Б.

__________________

Досумбаева С.Б.

__________________

Кожахметова К.С.

__________________

Кұдайбергенов О.К.

__________________

Нургожаев О.М.

Секретарь группы:

__________________

Мухаметкалиева А.Т.