Аналитическая справка по проведенному анализу коррупционных рисков Управления финансов города Алматы

Приказом руководителя Управления финансов города Алматы (далее - Управление) от 1 июня 2017 года № 186 для проведения внутреннего анализа коррупционных рисков создана рабочая группа.

В соответствии с пунктом 8 Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12, в Управлении проведен внутренний анализ коррупционных рисков по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения.

І. Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения

Согласно подпункту 25) пункта 15 Положения, утвержденного постановлением акимата города Алматы от 18 августа 2016 года № 3/395 (далее – Положение), Управление осуществляет функцию по предоставлению коммунального имущества в имущественный наем (аренду) физическим и негосударственным юридическим лицам.

Передача коммунального имущества в имущественный наем осуществляется в соответствии с Правилами передачи государственного имущества в имущественный наем (аренду), утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 212 (далее – Правила).

Внутренним анализом, проведенном на предмет наличия в Правилах дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявлены следующие коррупционные риски.

1. В соответствии с пунктом 6 Правил, договор считается прекращенным по истечении установленного договором срока. При этом продление срока договора аренды Правилами не предусмотрено.

Вместе с тем, в типовом договоре имущественного найма (аренды) государственного имущества, утвержденном приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 211 (далее - Договор), наниматель имеет право за месяц до истечения срока договора аренды подать письменное заявление о желании продлить договор аренды и наймодатель вправе его продлить (п.п. 4 п. 7, п.п. 10 п. 10 Договора).

Таким образом, нормы Правил не корреспондируются с положениями Договора, тем самым создавая дискреционные полномочия в части принятия решения о продлении договора аренды либо об отказе в продлении.

Согласно ст. 557 Гражданского кодекса РК, наниматель, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, по истечении срока договора при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора имущественного найма на новый срок.

В связи с этим, в целях предотвращения совершения коррупционных правонарушений, считаем необходимым четко регламентировать в Правилах вопрос пролонгации договора аренды.

2. В настоящее время заключение (подписание) и пролонгация договоров аренды осуществляется в ручном формате на основании протокола итогов тендера и заявления о пролонгации договора.

Для исключения прямого «контакта» с физическими и юридическими лицами, полагаем необходимым предусмотреть в Правилах заключение (подписание) и пролонгацию договоров имущественного найма в электронном виде с помощью ЭЦП на площадке gosreestr.kz.

3. В соответствии с п. 4 Правил, балансодержатель для передачи излишних и неиспользуемых объектов недвижимости в имущественный наем (аренду) предоставляет наймодателю информацию об объектах содержащих его название, количество, единицу измерения, краткую характеристику, местонахождение, срок предоставления в имущественный наем (аренду), целевое использование.

Наймодатель после принятия решения о сдаче объекта в имущественный наем (аренду) обеспечивает размещение указанной балансодержателем информации в gosreestr.kz.

Считаем необходимым внести дополнения в Правила в части приложения балансодержателем фотографий объекта недвижимости и схемы его расположения в соответствии с техническим паспортом.

Внесение указанного дополнения позволит конкретизировать точное месторасположение передаваемого в пользование объекта.

Кроме того, считаем необходимым интегрировать площадку gosreestr.kz, размещающую информацию о договорах аренды, с системой Казначейство-клиент для отслеживания своевременного поступления арендных платежей и получения сигнала в случае просрочки их внесения.

В целом, результаты проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков показывают, что внедрение электронного формата проведения процедур, то есть исключение прямого «контакта» с физическими и юридическими лицами при реализации ряда функций, обеспечивают прозрачность и открытость процессов.

Также, залогом объективного подхода при осуществлении некоторых функций являются сформированные Управлением комиссии, в состав которых вошли представители государственных органов, Национальной палаты предпринимателей и иных организаций.

Кроме того по отдельным функциям Управления проводится согласование и постконтроль со стороны вышестоящих государственных органов.

Установленные правовыми актами последовательность мероприятий, методы проведения операций и сроки исполнения исключают возможность действовать вне рамках закона, а также принимать решения самостоятельно или применять иные способы решения вопросов, кроме как прописанных актами.

Вышеуказанные меры минимизируют коррупционные риски в деятельности Управления.

Согласно Положению, утвержденному постановлением акимата города Алматы от 18 августа 2016 года № 3/395, Управление осуществляет реализацию сорока двух функций. За отчетный период (январь – июнь 2017 года) дополнительными задачами и функциями Управление не наделялось, в своей деятельности продолжает руководствоваться прежними нормативными правовыми актами.

ІІ. Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения

В организационно-управленческой деятельности Управления коррупционных рисков не выявлено.

Управлением осуществляется государственная услуга «Принятие Республикой Казахстан прав на имущество негосударственных юридических лиц и физических лиц по договору дарения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан». Коррупционные риски отсутствуют – услуга оказывается безвозмездно, регламент государственной услуги размещен на официальном сайте, предоставление государственной услуги осуществляется строго в соответствии с действующим законодательством.

Реализацию разрешительных и контрольных функций, согласно Положению, Управление не осуществляет.

Руководитель группы:

______________

Калиев М.Р.

Члены группы:

__________________

Еспенбетова А.Б.

__________________

Досумбаева С.Б.

__________________

Кумыспаева М.А.

__________________

Кожахметова К.С.

__________________

Кұдайбергенов О.К.

__________________

Токсеитова Г.Е.

Секретарь группы:

__________________

Касенова Ж.Г.